Развитие гончарного производства
Сначала огонь служил защитой от диких зверей и обогревал в холодные вечера. Затем люди научились варить на огне пищу. Для этого потребовались сосуды, не пропускающие воду. Так развилось гончарное производство. Вылепив из глины кувшин или горшок, мастер обжигал его в пламени костра. Чем выше в нем была температура, тем крепче получалось глиняное изделие. И тогда место обжига люди стали обносить камнями, создавая примитивный обжиговый горн. Среди камней попадались и металлические руды. Если это оказывалась легкоплавкая медная руда, то, нагреваясь в огне костра, она расплавлялась и превращалась в чистую медь. В конце концов человек, подметив этот процесс, начал специально бросать в горн куски руды. Так примерно восемь тысяч лет назад родилась металлургия.
Ярлыки: , , | edit post
Золото, серебро и медь

Металлические изделия не нужно было выбрасывать после того, как они тупились или сплющивались. Им можно было придать прежнюю или совсем другую форму и снова их использовать. Это свойство материала мы называем пластичностью. Первые металлы, которые нашел человек, как раз и обладали очень высокой пластичностью.
Этими первыми были золото, серебро и медь, встречающиеся в природе в естественном, так называемом самородном состоянии. Сначала металлы привлекали внимание человека не своими великолепными свойствами, а блеском. Из золота, серебра и меди люди стали делать украшения - кольца, бусы, броши, обручи для рук и ног. Использовать эти металлы для изготовления каменных орудий было нельзя, потому что в самородном виде их встречалось очень мало, а кроме того, они были очень мягкими.
Десять килограммов железа

Рабы подхватили крицу (так называется этот кусок железа) на ломы и потащили в кузницу. Там металл снова разогрели в пламени, бросили на наковальню. Тяжко заухали кувалды, сминая, уплотняя крицу. И с каждым ударом проступало из ее глубины на поверхность все лишнее, ненужное, чужеродное: тяжелые частицы железа, уплотняясь, вытесняли более легкие неметаллические включения. Долгая это была работа. Когда крица остывала на наковальне, ее снова разогревали и снова били кувалдами. И так до пяти-шести раз.
| edit post
Сложное, непонятное таинство
Сложное, непонятное таинство
Хорошо горел уголь. Черный густой дым валил из горна и медленно расплывался в воздухе. Проходили часы. Дым становился прозрачнее, легче. Внимательно следил за ним мастер. Сложное, непонятное таинство свершалось за глиняными стенками. Неведомы законы, по которым оно происходит. Как узнать когда, в какой момент подавать рабам знак, чтобы перестали дуть? Поспешишь металла не получишь, останется в горне полусырая руда. Пропустишь срок сгорит железо, в труху рассыплется. За такое упущение можно и самому получить на шею рабский ошейник. Вот и следит мастер за дымом во все глаза.
О многом говорит дым знающему человеку. Пока он густой да черный, можно не волноваться.
| edit post
Золотая ладья огненосного бога

По утрам небо над Египтом синее-синее. Как полосы на переднике фараона. Легко и плавно, будто плывет по спокойному морю, поднимается по небу золотая ладья бога Солнца Ра. Знойное дыхание его нестерпимо для человека. Поэтому так ценятся в Египте прохладные утренние и вечерние часы.
Вот и мастер, ведающий железоделательными работами, встал чуть свет и поспешил растолкать рабов. Скорей, скорей за работу!
Первым делом рабы выкопали круглую яму в локоть глубиной и около полутора локтей в диаметре. Яму обмазали глиной. Из глины же вылепили вокруг нее стенку в половину человеческого роста. Внизу по всей окружности пробили отверстия. Так получился горн глиняный очаг для выплавки металла.