Росла высота печей, увеличивалось и количество воздуха, потребного для процесса плавки. Через некоторое время ни человеческой силы, ни силы животных не стало хватать, чтобы обеспечить необходимое дутье. И тогда, примерно с начала XIV. века, человек поставил себе на службу еще один вид энергии - энергию падающей воды. Теперь металлургические агрегаты стало приводить в движение мельничное колесо. После начала применения мехов это было второе революционное нововведение в металлургии. Отныне мехи двигала сила падающей воды. Стало возможным строить агрегаты такой величины и производительности, о которых раньше не приходилось и мечтать.
Мельничное колесо, естественно, требовало большого количества воды, и это имело очень важное значение для всего последующего развития металлургии. Предприятия приходилось строить возле рек, которые перегораживали плотинами. До сих пор рядом с любым старым металлургическим предприятием обязательно увидишь заводской пруд. Есть он, например, и перед плотиной, двести с лишним лет назад, перегородившей реку Белая. Давно уже сгнило мельничное колесо, и все агрегаты нынешнего Белорецкого металлургического комбината, выросшего на месте старого доменного и молотового завода, давно уже работают на электричестве. А сделанный руками человека заводской пруд остался: Теперь он просто достопримечательность города. Летом белореченцы купаются здесь и ловят рыбу, зимой ребятишки катаются на коньках.
Зато руду на Белорецкий комбинат приходится возить за 90 километров из Магнитогорска. Это удел почти всех заводов, потому что для их постройки далеко не всегда удавалось подобрать такое место, где бы по соседству друг с другом находились и руда, и вода.